1.jpg

В этом году отмечает юбилей реставратор высшей категории, заместитель директора по реставрации ООО «Образ Севера» (Вологда) Ольга Александровна Соколова. На протяжении 37 лет она занимается восстановлением уникальных культурных и исторических объектов – православных икон, образцов монументальной живописи и деревянной скульптуры, внося огромный вклад в сохранение наследия Русского Севера.

Трудовые вехи

Художника­реставратора высшей квалификации и опытного музеолога Ольгу Александровну Соколову знают и уважают не только в Вологодской области, но и далеко за ее пределами. Что не удивительно, ведь специалистов такого уровня – единицы во всей России. Председатель Вологодского отделения «Союз реставраторов России», замдиректора по реставрации ООО «Образ Севера», эксперт Министерства культуры РФ по проведению историко­культурной экспертизы, член Союза художников России – ее должности и регалии впечатляют.

В 1983 г., приехав молодым специалистом в Вологду, Ольга Александровна принята в специальную научно­реставрационную производственную мастерскую (СНРПМ), где проработала 13 лет. Всего же она посвятила реставрационному делу почти четыре десятилетия.

Первым проектом О.А. Соколовой стало исследование фресок Дионисия в Богородице­Рождественском соборе Ферапонтова монастыря. Впоследствии была проделана огромная работа по сохранению культурного наследия музеев: более 200 отреставрированных ею памятников древнерусского искусства находятся в экспозициях музеев, в монастырях и храмах по всей стране.

Сегодня на Вологодчине не осталось таких музеев, где бы не трудилась Ольга Александровна. Немало времени она посвятила также обследованию и реставрации объектов монументальной живописи церквей. Занималась реставрацией предметов прикладного искусства в Устюжне, Вытегре, Белозерске, Кириллове, Великом Устюге.

С 2008 по 2016 г. Ольга Александровна работала главным инженером АУК «Вологдареставрация», внесла большую лепту в научно­методическую деятельность организации, разработав более десяти методик реставрации. Координировала ремонтно­реставрационные работы на таких объектах, как усадьба Брянчаниновых (с. Покровское Грязовецкого района), церковь Успения (Белозерск), дом губернатора (г. Вологда), усадьба Гальских (г. Череповец), церковь Успения Пресвятой Богородицы (с. Нелазское Череповецкого района).

Помимо этого, О.А. Соколова руководила бригадой реставраторов, восстанавливающих резьбу Спасо­Преображенского собора. Под ее началом выполнен полный цикл работ на росписи портала, консервации съемного «неба» и икон интерьера храма Ильи Пророка в Белозерске, отреставрировано 30 предметов полихромной скульптуры для экспозиции Тотемского музея. А икона «Иоанн Богослов» XV в. (частная коллекция А.В. Гулько) экспонировалась в Пушкинском музее в Москве.

На протяжении последних трех лет она курировала исследование и реставрацию живописи Софийского собора (Вологда), живописи храма в с. Скородумка, живописи икон церкви Сергия Радонежского Великого Устюга и резьбы иконостаса Входоиерусалимской церкви (Тотьма).

В 2016–2020 гг. Ольга Александровна координировала ремонтно­реставрационные работы на колокольне Вологодского кремля и реставрацию крестов Софийского собора. Во многом благодаря ее целенаправленной работе решены сложные конструктивные и архитектурные вопросы в реставрации интерьеров исторических зданий, а также памятников Вологодской области. Изучен исторический и художественный материал,  выполнено историческое исследование, проработанафотобаза, придуманы концепции музейных экспозиций. Уделено большое внимание технико­технологическим основам реставрируемых произведений, а выявленный материал представлен на научных конференциях и в статьях.

Долгие годы О.А. Соколова была членом реставрационного совета и руководителем стажирования в филиале Центра им. И.Э. Грабаря и Вологодского музея­заповедника. Сейчас она член методического совета при областном комитете по охране объектов культурного наследия. С ее участием рассмотрено более 30 проектов по реставрации и приспособлению ОКН под современное использование.

По инициативе Ольги Александровны регулярно проходят тематические мероприятия и выставки. Она активный участник региональных, российских и международных выставок, таких как «Преображение», «Белозерские дворики», «Российский Север». Важное направление деятельности О.А. Соколовой – научно­исследовательская работа. За последние пять лет она опубликовала десять научных статей, приняла участие во многих научных конференциях по реставрации и краеведению.

За большие достижения и плодотворный труд О.А. Соколова удостоена множества благодарностей – от губернатора Вологодской области до президента РФ.

Консервация иконы «Царь Царем»

За годы работы О.А. Соколовой больше всего довелось заниматься станковой темперной живописью. Интересным опытом стали консервационно­реставрационные мероприятия на иконе «Царь Царем» (1750 г.) из Успенского собора Великого Устюга. Икона почти не привлекала внимание специалистов, так как находилась под профилактической заклейкой, да и размер (206х160 см) был велик для мастерских.

«Удаление заклейки,  положенной ранее на крепкий клей,  заняло больше трех месяцев, – вспоминает  Ольга Александровна. – Приходилось работать крохотными участками, заклейка аккуратно размачивалась и убиралась. Одновременно делалось укрепление, подводя под вздутия клей не более 8% концентрации. Долго ровнялась поверхность красочного слоя, все осложнялось укладкой множества мельчайших кусочков».

Постепенно авторскую живопись удалось раскрыть от олифно­лакового покрытия и поздних записей. На раскрытие от поновлений ушло еще полгода. И вот перед реставраторами открылся образ Иисуса Христа в яркой цветовой гамме. Он изображен сидящим на престоле, в царском одеянии, с высокой митрой. Голову венчает нимб с сиянием в виде острых зубцов. В руках – скипетр и сфера. Престол декорирован орнаментом с затейливым рисунком. В подножии выполнен картуш с канонической надписью.

Было принято решение не воссоздавать утраченные элементы уникальной живописи. По остаткам подлинного красочного слоя и графьи выполнялись кальки, что позволило выявить форму митры. В качестве способа погашения утрат использован метод пуантели –  мелкой штриховки с легким намеком на форму. Тонировки выполнялись в тоне светлее оригинала без воссоздания утрат  изображения. 

Реставрация церкви Ильи Пророка

В 2012 г. О.А. Соколова координировала реставрационные работы в церкви Ильи Пророка в Белозерске  и принимала в них  непосредственное участие. В выполнении  данных работ помогала вся семья:  муж Владимир Игоревич – реставратор по мебели и сыновья Александр и Андрей – реставраторы по дереву и деревянной скульптуре. Предметы (бревна наката с имеющейся на них живописью) были достаточно большие и тяжелые. 

В деревянном храме (1696 г.) сохранились предметы интерьера XVII–XVIII веков: каменный престол, иконостас, живопись на бревнах свода, шатровая конструкция «неба» и расписная портальная арка.

«Живопись рамы­портала уникальна, – отмечает Ольга Александровна. – Это искусно выполненная роспись в виде многоцветного растительного орнамента. Подобными узорами украшали прялки, туески, сани, встречаются они и в других произведениях народного творчества. В этой росписи орнамент показывает изысканный вкус исполнителя, насыщенную цветовую гамму и переплетается с элементами деревянной архитектуры».

Живопись портала была укреплена, в местах утрат реставрационный грунт тонирован. Подгнившая древесина стоек колоды зачищена и частично заменена.

В четверике свода храма находилась икона размером 287х273 см, представляющая поясное изображение композиции «Спас Вседержитель». Она исполнена в технике яичной темперы по тонкому грунту белого цвета. Икона также была укреплена, раскрыта от олифы и фрагментов поновления, в места утрат  подведен реставрационный грунт.

Постепенно большая часть икон церкви была отреставрирована, свыше 30 – лично О.А. Соколовой. Однако из­за отсутствия финансирования работы пришлось прервать. Иконы  были переданы  в Кирилло­Белозерский музей.

Особого внимания также заслуживает реставрация икон Казанского образа Божией Матери из Казанского собора Устюжны и святого Николая Чудотворца из Николо­Моденского монастыря. Святыни XVI–XVII веков входили в собрание Устюженского краеведческого музея, однако долго не выставлялись из­за плохого состояния и отсутствия защитных киотов. В 2009–2012 гг. Ольга Александровна отреставрировала обе иконы. Теперь верующие и ценители живописи имеют к ним постоянный доступ. Уникальной  является икона «Прокопий и Иоанн Устюжские» XVII века из действующего храма Великого Устюга, на которой изображен город с  деревянной архитектурой.

Обзор монументальной живописи

Значительная часть деятельности О.А. Соколовой посвящена монументальной живописи. Интереснейшие произведения мастеров древности, украшающие стены северных храмов, сохранились до наших дней практически в каждом храме и неизменно привлекают внимание туристов.

Самым ранним памятником фресковой живописи Вологодчины являются росписи 1502 г. работы мастера Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Сейчас фрески исследованы, отреставрированы и хранятся в благоприятных условиях. Это достойный пример сохранения и музеефикации уникального памятника.

XVI век в живописи Вологодчины представлен объектом федерального значения «Святые ворота с церковью Иоанна Лествичника» Кирилло­Белозерскогомузея­заповедника. Яркий образец XVII века – живопись цветочных мотивов, выявленная при реставрации стен Архиерейского дома в Вологодском кремле. Она украшает первую каменную постройку – Экономский корпус.

Особый пласт храмового искусства Вологды – живопись мастеров из Ярославля. Наиболее полной является стенная роспись Софийского собора в Вологде, где множество изображений создает впечатление орнаментальности. Живопись есть и в Успенском соборе Кирилло­Белозерского монастыря, где представлено разнообразие сюжетов «Апокалипсиса».

Росписи ярославских художников ХVII–ХVIII веков имеются также в храмах Димитрия Прилуцкого на Наволоке, Покрова на Козлене и Иоанна Предтечи в Рощенье, в Казанском храме на Торгу в Вологде и храме Казанской Божией Матери в Устюжне. В некоторых из них реставрация не проводилась, что беспокоит специалистов.

Церкви Вологодской земли богаты и академическим письмом, в частности произведениями художника XIX века П.С. Тюрина. В его творениях впечатляет все: владение формой, знание анатомии, передача ракурсов и портретных сходств типажей. Реставраторы смогли законсервировать ряд шедевров первого в области академика живописи (в частности, роспись Михайло­Архангельской церкви в с. Архангельском Сокольского района), но работы по сохранению этого наследия еще много.

Особый интерес представляет масляная живопись, сохранившаяся в Покровской церкви (XVIII век) в с. Замошье Кадниковского уезда. Она выполнена в академической манере, с использованием эклектических гризайльных орнаментов в классическом и псевдорусском стилях. Ярким памятником является и роспись в церкви Иоанна Предтечи (начало XIX века) в Белозерске. В обоих случаях живопись не реставрировалась, а храмы находятся в аварийном состоянии.

Открытием 2014–2015 гг. стало изображение Кирилла и Мефодия, выявленное в росписи Воскресенского собора Кирилло­Новоезерского монастыря в Белозерском районе. В процессе приспособления здания под помещения для заключенных под слоями краски и известки были обнаружены фрагменты живописи. Специалисты ООО «Образ Севера» выполнили на объекте цикл консервационно­реставрационных работ. Боролись за каждый сантиметр живописи, пострадавшие изображения фигур собирали по крупицам. Однако в прежнем виде этот шедевр мы уже не увидим.

Один из последних значимых проектов восстановления уникальной живописи завершился в конце 2020 г. Специалисты отреставрировали настенную композицию в храме Успения Богородицы (1805 г.) в с. СкородумкаГрязовецкого района. Огромную – во всю стену – композицию «Успение Божией Матери» характеризует высокое мастерство исполнения: иконописец создал развернутый сюжет на тему «небесной иерархии», точно передав эмоции на лицах предстоящих. Живопись исполнена в масляной технике и богата цветовыми решениями. Обнаруженная на композиции надпись открыла имя автора – Владимир Кустов – и дату исполнения – 1879 г.

Сегодня большинство композиций храма (площадью около 700 кв. м) по­прежнему на грани осыпания. Чтобы законсервировать и отреставрировать росписи, потребуются несколько лет кропотливой работы и большие финансовые вложения.

Работы на колокольне Кремля

Еще один значимый объект культурного наследия, в реставрации которого принимала участие Ольга Александровна Соколова, – колокольня Вологодского кремля. Проектную документацию для объекта делали специалисты АУК ВО «Вологдареставрация», а реставрацию провело ООО «АВК­Групп» из Петербурга.

Восстановление объекта началось в 2018 г. с противоаварийных работ. Специалисты заменили ступени большой лестницы, заменили пол на уровне звона, исправили крен у покосившегося главного креста, покрасили фасады. Все десять крестов позолотили, укрепив металлические каркасы.

Внутренние работы включали замену полов, установку перегородок и лестниц на уровне часового механизма, а также реставрацию винтовой лестницы. Благодаря перепланировке пространства получилось создать более широкий обзор помещения с часовым механизмом, расширились площади для показа конструкций колокольни.

Большой объем работ пришелся на отделку стен: кирпичную кладку укрепили, сделали побелку. Отдельные участки кладки оставили незакрашенными, чтобы экскурсанты видели соединение прежней шатровой колокольни с нынешней. По всему периметру колокольни с помощью верхолазов заменили рамы.

«Конструктив колокольни очень добротный, – рассказывает О.А. Соколова. – Архитекторы профессионально отнеслись к ее конструкции, просчитали нагрузки, украсили арками, контрфорсами, коваными решетками. Наши же работы направлены на то, чтобы посетители смогли максимально погрузиться в историю, постарались сохранить увиденное и передать в духовное наслаждение следующим поколениям».

Подарок музею деревянной скульптуры

Деревянная скульптура Русского Севера – явление уникальное, но малоизученное. Известно, что появление скульптур из дерева на Руси связано с язычеством. Позднее мастера стали вырезать христианских святых, которые украсили многие храмы.

Сегодня деревянная резная икона и скульптура занимают достойное место в музейных фондах и экспозициях. Примером служит коллекция Тотемского музейного объединения. Она насчитывает свыше 200 единиц культовых произведений: как частей иконостасов, так и законченных композиций.

В 2018 г. благодаря полученному гранту и открытию дополнительного помещения экспозиция музея пополнилась более чем 30 предметами XVIII–XIX веков. Среди них – крылатые серафимы, ростовые фигуры ангелов, головки херувимов, навершие и створки царских врат, кресты и складни.

Открыть и показать посетителям новую часть коллекции стало возможным благодаря реставраторам ООО «Образ Севера», которые в течение двух лет выполняли консервационно­реставрационные работы. На большей части предметов укреплены грунт и позолота, произведено обеспыливание и раскрытие от поздних закрасок, подведен реставрационный грунт, выполнено тонирование и покрытие лаком.

По словам О.А. Соколовой, самым трудоемким было обеспыливание и подбор упавших кусков грунта с позолотой, а также подборка и склейка множества элементов резьбы. Методом подбора деталей собрано и склеено несколько иконостасных рам, а также восполнены сколы и кусочки резьбы цветов, листьев, гирлянд.

Большая часть отреставрированных предметов происходит из Входоиерусалимской церкви Тотьмы, которая считается шедевром народного плотницкого и резного искусства. К сожалению, богатство резьбы подтверждено только снимками из архива музея.

Сегодня в музейной коллекции сохранились лишь отдельные детали и предметы. Но даже по ним можно судить о былой роскоши русских иконостасов. А также о заимствованности с аналогов европейского искусства – распространенных в тот период картинок и гравюр немецких и нидерландских мастеров конца XVIII – начала XIX века.

Примерами высокого мастерства служат композиции богословского характера, демонстрирующие своеобразие творческой манеры и индивидуальность исполнения. Для каждого героя мастер находил особую позу, выразительный облик, изображал их за разными занятиями и с разными предметами.

В коллекции сохранилась и резьба картушей, украшающая живописное исполнение икон из разных храмов Тотьмы. Живопись, исполненная в ярких тонах на выгнутой поверхности, дополнена резьбой в виде листьев, цветов и бутонов.

Наряду с этим в собрании присутствует деревянная скульптура многоцветного раскрашивания. К примеру, дарохранительница IV века из ВерховскойЗосимо­Савватиевской церкви Тотемского уезда. Здесь иконописные приемы росписи мастера заимствовали из древнерусского искусства. В росписи присутствуют вставки живописи святых апостолов и богатый травный орнамент.

Красивым и своеобразным является шестикрылый херувим из иконостаса Воскресенской Шейбухтской церкви Шуйской волости Тотемского уезда. Объемная резьба из липы покрыта сусальным золотом на полименте. Личное письмо тонко сплавленное, без заметных мазков кисти. Сферический лик предельно натуралистичен, выделяется розовостью на щеках и легкой улыбкой.

Большой интерес представляют резные кресты на освящение храмов с резным же текстом. Например, деревянный восьмиконечный крест из Маркушевского монастыря (1578 г.).

«Нынешняя экспозиция деревянной скульптуры Тотемского музейного объединения – это новые научные открытия реставраторов и возможность более углуб­ленного показа музейных предметов», – подчеркивает Ольга Александровна Соколова.

Уникальность выставки заключается в подлинности предметов и непосредственной работе русских мастеров. Легкость и изысканность, наивность и реалистичность, выверенность линий и грубоватость пропорций – все это свидетельствует о высоком профессионализме, тонком вкусе и художественном чутье резчиков. Вот почему деревянная скульптура Русского Севера считается настоящим культурным феноменом.