Информационно-аналитический портал

градостроительство (урбанистика), архитектура, охрана культурного наследия, реставрация, ландшафт, архитектурно-строительные технологии


Началом стрит-арта в современном виде принято считать Филадельфию в 1960-е годы, когда появляются первые граффити. Вскоре возникли первые и главные коды граффити. А с появлением первого музея Стрит-арта (С.-Петербург) классификация, анализ стратегий и унификация информации стали производиться на серьезном научном уровне.

Тем не менее некоторые авторы полагают, что музеификация этого вида творчества невозможна и не логична (например, И. Кудряшов считает, что остроумие нельзя зафиксировать…). Здесь не откажешь в справедливости такого замечания, т.к. в большинстве случаев художественного высказывания стрит-арт – детище постмодернистского мышления: от масскульта и эклектики до интеллектуализма.

В Беларуси существует проект «Забор», концепция которого является стилевое разнообразие стрит-арта как деятельности, выводящей художников за границы выставочных пространств, традиционного искусства с его классическим и неклассическим ранжированием в область открытой коммуникации. Стрит-арт позволяет преодолеть отчуждение искусства, растворить его изначальную элитарность и сделать его частью урбанистической среды.

Стрит-художники современного Витебска наследуют программу Казимира Малевича и его школы УНОВИС в экспансии возможностей супрематизма в городское пространство. Прежде всего это – художественная оккупация квартала, в котором находится музей Витебского народного художественного училища, где с октября 1919 по август 1922 года существовала школа Малевича (УНОВИС – Утвердители нового искусства), одним из направлений деятельности которой являлось супрематическое овладение городом. По словам Сергея Эйзенштейна: «Странный провинциальный город. Как многие города Западного края – из красного кирпича. Закоптелого и унылого. Но этот город особенно странный. Здесь главные улицы покрыты белой краской по красным кирпичам. А по белому фону разбежались зеленые круги. Оранжевые квадраты. Синие прямоугольники. Это Витебск 1920 года. По кирпичным его стенам прошлась кисть Казимира Малевича. «Площади – наши палитры», –  звучит с этих стен.…Но наш воинский эшелон стоит в городе Витебске недолго. Наполнены котелки и чайники, и мы грохочем дальше. Перед глазами оранжевые круги, красные квадраты, зеленые трапеции мимолетного впечатления о городе…Супрематические конфетти, разбросанные по улицам ошарашенного города».

Витебский современный стрит-арт можно отнести к континентальной ветви этого искусства, отличающей от американской тем, что в нем работают художники с опытом и образованием, и такая версия обобщает элементы классического искусства с неклассическим, модернистским в большей мере, чем то, что адресуется к субкультурам или масскульту. Эти произведения не угнетают ландшафт, не нарушают уличную среду, требуют рефлексии и становятся экскурсионными самоценными объектами.

С 1992 года на улице «Правды» (ныне улице Марка Шагала) художники творческого объединения «Квадрат» и молодые художники создали суперрафинированную композицию по работам Казимира Малевича на торцах жилых домов.

Стрит-арт роспись «Смерть обоям/ Стена Малевича» в Витебске

Роспись на работе Малевича «Супрематизм 58. Желтое и черное»

Роспись по работе Малевича «Супрематическая живопись. Летящий аэроплан»

Роспись на трансформаторной будке в микрорайоне Билево

То же касается искусства вывесок. В Витебске организация украшения города берет свое начало с празднования первой годовщины октябрьской революции в ноябре 1918 года, когда в организационный комитет по устроению этого празднества вошла комиссия под руководством Марка Шагала, собравшего всех художников города для оформления демонстрации. От этой его работы и начинается деятельность художественно-декоративной мастерской, в состав которой в 1919 году вошли Малевич с учениками. Все городские вывески, плакаты, информационные стенды стали в те годы не просто продолжением традиционного ремесла создания вывесок, а концептуально новым этапом создания плаката и рекламы.

Т.В. Котович,искусствовед, профессор витебского государственного университета им.П.М.Машерова.


© 2000 - 2018 Издательство «ЗОДЧИЙ»
Администратор портала: Мацак Аинов

Besucherzahler
счетчик посещений
Яндекс.Метрика